Улица Ленина

(бывший Большая Архангельская, Московский тракт)
От Подчувашского предместья в южном направлении ведет улица Ленина (бывшая Большая Архангельская). Большой Архангельской улица называлась по церкви Михаила Архангела.
Еще одним названием улицы было улица Московский тракт. В Сибирь из Европейской России вели три дороги ‑ Ирбитская, Шадринская и Екатеринбургская, которые у села Тугулымского Тюменского округа сливались в один Московско-Сибирский тракт. Тракт обслуживали ямщики. Движение по нему было круглогодичным: летом шли возки, зимой ‑ подводы. Из Сибири вывозили хлеб и масло.
Взамен гуманное царское правительство отправляло за Урал преступников. Еще в первой половине XVII века решено смертную казнь заменять ссылкой в Сибирь. В XVIII — XIX веках арестанты шли в Сибирь пешком, закованные в кандалы. Часто партии каторжников, гремя цепями, брели от Подчувашского предместья по этой улице через весь город в острог.
Началом улицы является Подчувашское предместье или Подчуваши. Высокая гора с обрывом над Иртышом называется Чувашский мыс.
В районе Чувашского мыса находилась пристань судов и перевоз через Иртыш. 2 июня 1837 года здесь встречали наследника престола цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
Большая Архангельская являлась главной улицей старинного Тобольска.
29 апреля 1774 года на Большой Архангельской улице произошел такой случай. По улице в карете ехал полковник Булгаков. Вдруг лошадь у него наступила в расщелину на мостовой и сломала ногу. Полковник пожаловался губернатору Д. И. Чичерину.
Губернатор приказал:
«Повелеть, дабы отныне впредь живущие в Тобольске обыватели порядочным образом, где сделаются на мостовой выбоины и скважины, то вставляли в тех поврежденных местах целые доски, а не мелкие вставки, отчего проезжающим как людям, так и лошадям становится вред.
Так во время проезду господина полковника Булгакова цуговая лошадь проломилась ногой на мостовой и ногу в дробные части изломала, а сидящий на ней форейтор, летя с нее стремглав, поднят полумертвый.
Хозяина того дому, против которого сие несчастие приключилось, высечь на рынке, с барабанным боем, нещадно плетьми и, выбрив голову, употребить на два месяца в каторжную работу…"
После перепланировки в конце XVIII века улица стала очень широкой. Вдоль улицы находились двухэтажные деревянные и каменные дома с садами и палисадниками, административные здания, конторы различных предприятий и служб, магазины и прочее.
На улице Большой Архангельской проживал художник Михаил Степанович Знаменский.
Самым любимым местом на улице Большой Архангельской (Ленина) являлся театр. Первые театральные представления в Тобольске были показаны еще в начале XVIII века. Во времена Екатерины II было построено здание театра на улице Богоявленской. Однако в первой половине XIX века театр в сибирской столице пришел в упадок и лишь изредка пьесы ставили в здании Общественного собрания в саду Ермака.
В 1885 г. в Тобольске было создано драматическое общество, ставившее своей целью возрождение театрального дела центра губернии. 26 июля 1898 г. было заложено здание Народной аудитории. В 1899 г. строительство было завершено. Открытие театра ознаменовалось пьесой А. И. Островского «Свои люди — сочтемся». 22 июня 1900 года управляющим Народной аудитории был назначен Алексей Степанович Суханов.
В начале ХХ в. в Народной аудитории Тобольска ставили драмы «Василиса Мелентьева» Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, пьесы «Закат» Сумбатова и «Дядя Ваня» Чехова. На тобольской сцене блистали актеры Запольева, Радина, Петровская, Тальзатти, Лидин-Дубровский, Корсаков, Питаев-Пронский.
2 апреля 1918 г. в театре была провозглашена Советская власть. Народная аудитория была переименована в Пролетарский Дом. В Пролетарском Доме ставили пьесы революционного содержания, например «Каменщик, или Башня свободы».
22 июня 1941 г. у здания драмтеатра прошел первый митинг тоболяков о начале Великой Отечественной войны.
Осенью 1941 г. Тобольск принял эвакуированный Запорожский театр музыкальной драмы имени Заньковецкой, под руководством народного артиста Украинской ССР Б. В. Романицкого. За 22 месяца работы в Тобольске коллектив поставил 500 платных и благотворительных спектаклей и концертов, которые посетили 250 тыс. человек, по достоинству оценив талант и вдохновение украинских мастеров сцены. В сентябре 1943 г. театр возвратился в Запорожье.
«Теремок» ‑ так любовно называли его тоболяки. Им восхищались и наши соотечественники, и повидавшие мир иностранцы. Он не был похож ни на один театр в мире. Дворец — театр — центр культурной жизни Тобольска.
В ночь с 17 на 18 ноября 1990 г. тобольский театр-теремок сгорел. Уцелела лишь южная башня, которую потом разобрали. Тоболяки начали собирать деньги на его восстановление. Собрано было порядка 300 тыс. рублей (можно было построить 5 новых театров!), но деньги обесценила инфляция.
Недалеко от театра, на перекрестке улиц Ленина и Ершова стоял двухэтажный деревянный дом, который тоболяки называли «театральным». В этом доме жили работники театра.
На пересечении улиц Ленина и Декабристов (Большой Архангельской и Абрамовской) находился большой деревянный одноэтажный дом. В середине XIX в. он был одним из лучших домов в Тобольске. С 1841 по 1856 гг. в нем жила семья декабриста Петра Николаевича Свистунова.
На углу улиц Большой Архангельской и Почтовой в 1911 г. открылся электро-театр «Модерн», уже второй по счету построенный в Тобольске. Здание было построено из дерева на участке, принадлежащем тобольскому дворянину Ивану Николаевичу Бутлерову. По архитектуре здание электро-театра перекликается со зданием Народной аудитории, находившемся на той же улице.
Репертуар «Модерна» в январе 1914 г.: драма «Две души», драма «Сон смерти». В январе 1916 г. в электро-театре «Модерн» демонстрировались драма «Жестокий урок», комедия «Без рубашки» и научный фильм «Экскурсия к озеру Чузенджи». Начало сеанса в половине пятого вечера, в праздники в два часа дня.
В электро-театре действовал буфет. Здесь можно было прочесть газеты «Русское слово», «Речь», «Биржевые ведомости», «Уральская жизнь» и «Сатирикон».
В советское время в здании находился кинотеатр «Художественный», затем мебельный магазин.

Рядом с церковью располагается Мариинская женская гимназия (ныне средняя школа № 1). В 1852 г. при непосредственном участии декабристов Александра Михайловича Муравьева и Петра Сергеевича Свистунова было открыто девичье приходское училище, позже преобразованного в женскую гимназию. Училище находилось в приходе церкви Михаила Архангела. Изучали девочки церковно-славянский и русский язык, космографию и геометрию.
В 1854 г. школа была названа «Мариинской». До 1909. это было привилегированное женское учебное заведение. Затем стало всесословным и доступным.
В 1910 г. начались работы по строительству нового здания школы, которое было завершено накануне Первой мировой войны. Генеральным подрядчиком работ являлся П. И. Печокас.
В 1913—1914 учебном году в гимназии обучалось 335 человек, в 1915—1916 — 350. В 1918—1919 учебном году количество учащихся выросло в 3 раза и составило около 1000 человек. Плата за обучение составляла 50 руб. в год.
Весной 1919 г. Мариинская женская гимназия сделала свой последний выпуск. В том же году она была преобразована в школу II ступени. В 1920−30-х гг. школа часто меняла свое название: базовая семилетка им. Сталина, фабрично-заводская школа, неполная средняя школа. В 1934 г. она стала средней школой № 1.
Среди выпускников школы известные ученые, учителя, врачи, инженеры. Например, доктор экономических наук П. В. Новицкий, Заслуженный учитель школы РСФСР, Почетный гражданин г. Тюмень В. Ф. Югринов, ученый-математик Б. Н. Кузнецов, ученый-химик В. А. Бешкильцева и другие.

По улице Ленина, 22 и 22Б находятся два старинных двухэтажных дома. Первый принадлежал купцу Назарову, затем Русакову. Дом был построен еще до Большого пожара 1788 г. 10 октября 1864 г. дом был приобретен Тобольской городской полицией.
Второй двухэтажный каменный дом принадлежал купцу Андрею Худякову — старосте церкви Михаила Архангела. После смерти Худяков завешал дом в собственность Архангельской церкви.
Дальше по улице у мостика через речку Курдюмку находилась еврейская синагога. Во второй половине XIX в. евреи массово переселялись на территорию Западной Сибири. В Тобольске была одна из самых больших еврейских общин в Сибири, евреи были третьими по численности после русских и татар.
Окончанием улицы является Прямской взвоз. С момент основания Тобольска естественный сухой лог служил для подъема на гору. Долгое время взвоз не имел никакого покрытия, поэтому подниматься вверх было очень сложно, особенно в дождливую погоду. В 1670-х гг. была устроена деревянная лестница.
В 1751 г. прапорщиком драгунского полка, талантливым инженером Яковом Укусниковым был разработан проект взвоза длиной около 200 сажен (400 метров).
Во второй половине XVIII века было принято решение о строительстве подпорных стен для Прямского взвоза. К строительству привлекали различных мастеров, среди них были архитектор Александр Гучев, землемер Василий Пономарев, тобольские мещане Савин и Пахомов. В 1790-х гг. были устроены подпорные стены взвоза высотой в самой высокой части 6,5 сажен (14,6 метра), а в низкой 2 аршина (около 1,5 метров). Длина подпорных стен составила 51 сажень (110 метров).
В старину на Прямском взвозе было 198 ступенек. В настоящий момент ‑ 203 ступенек. В Тобольске существует старинная примета: побывав в городе нужно спуститься и подняться по Прямскому взвозу, посчитать ступеньки.

Московско-Сибирский тракт

Из Европейской части страны в Азиатскую Россию вел тракт, который в России называли Сибирским, а в Сибири — Российским. Тракт обслуживали ямщики. Из Сибири вывозили хлеб, масло, мясо, рыбу, пушнину, ягоды и кедровые орехи. Взамен царское правительство отправляло в Сибирь арестантов.
От Нижнего Новгорода начинался ссыльный тракт, по которому арестанты следовали зимой и летом. Путь длиной более 1600 верст делился на участки: Нижегородско-Тюменский, Тюменско-Ачинский. Каждый участок имел своего инспектора. Резиденции инспекторов находились в Нижнем Новгороде и Тюмени.
В XVIII в. арестанты шли в Сибирь пешком в кандалах. В 1809 г. арестантам начали брить половину голову, что должно было препятствовать побегам. К особо опасным преступникам применялась особая казнь — клеймение лица. С помощь клейм и туши наносили слова на лицо арестанта: вор или кат (каторжник). Кроме того, наносили буквы: «С» (ссыльный), «СП» (ссыльнопоселенец), «СБ» (ссыльный беглый") или «Р» (разбойник).
В начале XIX в. на пути следования арестантов были устроены особые станции — этапы и полуэтапы. От Тюмени до Тобольска находилось 8 станций (4 этапа и 4 полуэтапа). Этап — это отдых, не меньше, чем на 2 суток. Полуэтап — ночевка.
В 1864 г. пешеэтапное передвижение арестантов было заменено перевозкой на арестантских баржах и переменных лошадях. От Нижнего Новгорода до Перми арестанты следовали на пароходах, от Перми до Тюмени их перевозили лошадьми. Далее партии следовали в Восточную Сибирь. Зимой следовали на санях, летом — на телегах. В каждой повозке находилось по 4 арестанта и одному конвойному солдату, находящемуся на передке рядом с возчиком.
С 1870-х гг. арестантов стали перевозить по рекам Западной Сибири на пароходах в арестантских баржах. Одна баржа вмещали от 300 до 700 человек. Перевозкой арестантов занимались купцы Плотниковы, Корниловы, а больше всех тюменский промышленник Иван Иванович Игнатьев. В 1882 г. Игнатьев заключил с Главным тюремным управлением договор на перевозку арестантов сроком на 10 лет.
Интересный факт
В июле 1914 г. на улицах города появился первый автомобиль. Его владельцем стал купец Николай Александрович Ершов. В первый же день путешествие не обошлось без приключений — у парикмахерской Водовозова на углу улиц Большой Архангельской и Абрамовской под колеса чуть не попал зазевавшийся пешеход.

Чувашский мыс

и Подчувашский перевоз

РЯДОМ С УЛ. ЛЕНИНА
Чувашский мыс

В районе старого перевоза через Иртыш находится Чувашский мыс — место решающей битвы дружины Ермака с войском хана Кучума. Название мыса многие авторы пытались связать с будто бы проживавшими на мысу чувашами. Однако, еще историк Петр Андреевич Словцов указал, что «нет чувашей в Сибирской истории», а название места следует переводить «селение прибрежное» (по-угорски «потче вож» или «потчеваш»). Художник Михаил Степанович Знаменский в своих очерках писал, что название Потчеваш означает «олений городок». В доказательство Знаменский приводил сведения, что еще в середине XIX в. на мысу валилось множество оленьих рогов.
В 1879 г. Знаменский начал раскопки на Чувашском мысу. Из дневника художника можно узнать, что первые раскопки были предприняты им еще в 1878 г. Они продолжались недолго и о них практически ничего не известно. Кроме упоминания о том, что из земли были подняты две металлические пластины. Новые раскопки начались 4 июня и закончились 2 августа. Работа шла 6 дней в неделю, кроме воскресенья и дождливых дней. Копали двое нанятых рабочих. Одному Михаил Степанович платил 80 коп., другому — 50 — 60 копеек в день. Всего Знаменский потратил 57 руб. 10 копеек. Находки начали попадаться, как только сняли верхний слой на четверть. Уже к 26 июля было найдено 49 металлических предметов и 79 наконечников стрел. Культурный слой содержал много фрагментов керамических сосудов. Но М. С. Знаменский брал только целые сосуды.
Раскопки Знаменского на Чувашском мысу были продолжены и в 1880 г., но продолжались только 4 дня, с 15 по 18 мая. Было найдено всего несколько предметов.
Кроме древнего городища на Чувашском мысу находятся 15 курганов, ограбленных еще в XVIII ‑ XIX века.
В 1878 г. по приказу вице-губернатора Тобольской губернии Александра Ипполитовича Дмитриева-Мамонова были начаты раскопки курганов на Чувашском мысу. Курганы раскапывались перпендикулярными траншеями 2−3 аршина в ширину и 1,5 сажени в глубину.
Летом 1882 г. работы были продолжены. Раскопки велись четыре месяца. Непосредственно копали арестанты Тобольского тюремного замка. Таким образом, за два года все 15 курганов были раскопаны.
В 1892 и 1893 годах Тобольск посещал художник Василий Иванович Суриков, здесь он работал над этюдами своей картины «Покорение Сибири Ермаком». Приезжал он поздней осенью, писать суровую сибирскую природу и свинцовые воды Иртыша. В 1895 г. Суриков представил законченное полотно (285×599) на суд публики.
Археологические экспедиции 1970 и 1994 гг. подтвердили, что в средние века на Чувашском мысу находилось угорское городище, однако в 1582 г. оно уже давно было оставлено людьми, и местность выглядела примерно так же, как и сейчас.

Подчувашский перевоз

В Тобольске действовали два перевоза — Подчувашинский и Абрамовский. Первый действовал в Подчувашинском предместье с Московско-Сибирского тракта, на втором людей и грузы перевозили в д. Бекеревку на старый Уватский тракт.
Частые скандалы на перевозе через Иртыш в Подчувашах, растущие из года в год подрядные цены на пароме и эксплуатация рабочих подрядчиком заставили Тобольскую губернскую администрацию обратить внимание на организацию перевоза.
В 1894 г. губернское правление предложила городу самому взяться за ведение перевоза, но Тобольская городская дума отклонила это предложение.
На одном из судостроительных заводов Тюмени были сделаны три парома «просто игрушечки», но они оказались мало пригодны для движения по Иртышу. Паромы пришлось несколько раз переделывать — снимать борта, укреплять днище, исправлять руль, но они остались очень тяжелыми и малоуправляемыми. Два парома были «на ходу», третий считался про запас.
Полный комплект рабочих на пароме состоял из 24 человек, из них 20 чернорабочих, два кормчих, староста над артелью и береговой городовой для наблюдения за порядком.
Артель перевозчиков делилась на две партии по десять человек на паром. Смен для рабочих не полагалось, когда один паром отходил от городского берега, другой отваливал с противоположной стороны.
Обыкновенно каждому парому приходилось делать в день двадцать концов, десять в одну сторону, десять в другую. Обеденного перерыва на паромах не предусматривалось. Рабочие, сидящие на гребях, получали по 6 руб. 50 коп. в месяц, кормчие — по 8 рублей. Жалование старосты составляло 180 руб. в год. Артель наблюдала за служащими, чтобы не было прогулов. Старосты практиковали рублевые штрафы, например, за поломку весел.
В 1904 г. на Подчувашском перевозе появился новой паром. «Недавно на Подчувашский перевоз доставлен товариществом Вардроппер в Тюмени новый паром стоимостью, говорят, 600 руб. Но паром этот по своей конструкции и величине далеко уступает имеющимся паромам. Прежние паромы, счетом три, стоили по 400 руб. каждый, могут вместить до 20 телег, на новый едва ли поместятся 10 телег» (Сибирский листок. 1904. № 39. С.2).
В 1907 г. паром в Подчувашах был заменен небольшим пароходиком.
На протяжении всего ХХ века район старого перевоза был очень оживленным: постоянные встречи, проводы. В 1991 г. после открытия автодорожного моста через Иртыш паромная переправа в Подчувашах перестала действовать, и место опустело.

Дома Худякова и Русакова

УЛ. ЛЕНИНА

22
По улице Ленина, 22 и 22Б находятся два старинных двухэтажных дома. Первый принадлежал купцу Назарову, затем Русакову. Дом был построен еще до Большого пожара 1788 года. 10 октября 1864 года дом был приобретен Тобольской городской полицией. 30 марта 1987 года дом поставлен на государственную охрану.
Второй двухэтажный каменный дом принадлежал купцу Андрею Худякову — старосте церкви Михаила Архангела. После смерти Худяков завешал дом в собственность Архангельской церкви. Дом знаменит тем, что, находясь в Тобольске, в нем проживал ссыльный писатель А. Н. Радищев.
В июле 2023 г. дома Русакова и Худякова решено поставить на консервацию.

Усадьба Семеновых

УЛ. ЛЕНИНА

23
Усадьба Семеновых состоит из двух домов, построенных в начале ХХ в. в форме «глаголь» — деревянного и каменного. Деревянный дом располагается вдоль улицы Ленина (бывшей Большой Архангельской), а каменный «поворачивает» на улицу Ершова (бывшую Почтовую). Деревянный дом украшен красивыми наличника пропильной резьбы и ажурными гребешками. Одноэтажный каменный дом представляет собой здание с элементами псевдорусского стиля.
В 1911 г. домом по адресу улица Большая Архангельская, 19 (современный адрес улица Ленина, 23) владела Анна Егоровна Семенова. На том момент в доме проживали всего четыре человека.
В 1991 г. в Тобольске была открыта Станция юных туристов, избравшая своим вектором туристско-краеведческое направление. СЮТур возглавила Галина Андреевна Одинцова. Ее сменила нынешний директор станции Марина Павловна Хасанова.
В июне 2011 г. Станция юных туристов отметила свой 20-летний юбилей. На торжественном вечере присутствовали сотрудники и ветераны учреждения, выпускники, воспитанники. Мероприятие начали с чествования тех, кто вложил массу сил в развитие СЮТур. Лучшим вручили почетные грамоты администрации города, комитетов по делам молодежи и образованию, департамента по спорту и молодежной политике.
«В копилке достижений станции победы на Всероссийской конференции «Отечество», областном движении «Тюменский край — моя любовь и гордость», на областных конкурсах на лучшую организацию туристской работы, лучшее учреждение дополнительного образования. Только в этом учебном году воспитанники и педагоги стали призерами областных соревнований по спортивному туризму «Золотая осень», победителями областного Фестиваля туристов и путешественников «Одиссея-2011», выиграли грант в областном конкурсе социальных проектов «Наш регион», — рассказала директор станции Марина Хасанова.
В настоящее время Станция юных туристов является подразделением Детского дома творчества.

Церковь Михаила Архангела

УЛ. ЛЕНИНА

24
Первый деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил был заложен в 1615 году. В 1652 г. была построена новая деревянная церковь Михаила Архангела.
13 мая 1715 г. храм сгорел. Благодаря пожертвованиям за короткое время был построен новый деревянный храм. Через тридцать лет он обветшал, в 1744 г. прихожане стали хлопотать о строительстве нового храма. 2 июля 1745 г. была заложена каменная церковь Михаила Архангела. Построена она была стараниями купца Дмитрия Худякова на средства прихожан. В 1748 г. закончен нижний этаж, в 1754 г. — верхний.
Строителями этой церкви и резчиками иконостаса были тобольские ямщики братья Черепановы Илья и Кузьма. Кузьма Черепанов, смекалистый и оборотистый человек, разбирался в математике, истории, механике, собрал библиотеку из 400 книг. Его брат Илья в свободное время работал над своей летописью о походе Ермака и основании первых русских городов Сибири. Особый интерес представляет железная кованая ограда церкви с вензелями «М» и «А» («Михаил Архангел»).
При церкви действовало приходское кладбище. На него наткнулись в 1901 г. при прокладке трубы водопровода. «При прокладке канавы для водопроводной трубы по улице Большой Архангельской против дома Лесового наткнулись на несколько гробов, всего на глубине 2 аршина. По преданиям старожилов, возле церкви Михаила Архангела, которая расположена напротив дома Лесового, было кладбище и его пришлось перерезать канаве. В одном из гробов найден череп хорошо сохранившийся, почерневший как чугун. Дерево гробов сохранилось, всё остальное истлело». (Сибирский листок. 1901. № 50. С. 2−3).
Престольные праздники в церкви Михаила Архангела: 30 января — Собор Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, 8 мая — св. апостола Иоанна Богослова, 6 сентября — чудо Архистратига Михаила в Хонехе, 26 сентября — преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 8 ноября — Собор Архистратига Михаила.
В 1791 г. рядом с церковью в доме купца Андрея Худякова проживал ссыльный писатель Александр Николаевич Радищев. Радищев был сослан в Сибирь за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Местом отбытия наказания был назначен Илимский острог. 20 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тобольск, где прожил семь месяцев. 31 июля 1791 г. он отправился дальше.
В 1797 г. Радищев, возвращаясь из ссылки, снова уехал в Тобольск. Дорогой заболела его гражданская жена Елизавета Васильевна Рубановская. 7 апреля Рубановская умерла в Тобольске от воспаления легких. Через два дня ее отпевали в церкви Михаила Архангела и похоронили на Завальном кладбище.
В XIX в. в штате церкви значились священник и псаломщик. В церкви в разные годы служили Иван Григорьев, Кирилл Яковлев, Захар Лузин, Никифор Пономарев, Михаил Арефьев, Евгений Рещиков, Михаил Доброхотов.
Прихожанами этого храма была семья Менделеевых, которые проживали на улице Большой Болотной. Церковь посещали декабристы. Напротив храма на улице Большой Архангельской стоял дом художника Михаила Степановича Знаменского. 3 марта 1892 г. Знаменский скоропостижно скончался от «паралича сердца». 6 марта его отпевали в этой церкви.
В ночь на 17 августа 1878 г. совершена попытка ограбления церкви. По этому поводу газета «Тобольские губернские ведомости» отмечала: «Ночью на 17 августа неизвестными злоумышленниками было совершено покушение на кражу из приходских церквей: Воскресенской и Михайло-Архангельской, со взломом замков и других укреплений, но ничего не похищено» (Тобольские губернские ведомости. 1878. № 36. С. 6).
19 апреля 1889 г. в церкви Михаила Архангела отпевали чиновника Тобольской строительной комиссии Алексея Львовича Жилина, умершего 15 апреля «в восемь часов пополудни, имея 69 лет от роду». (ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 152. Оп. 34. Д. 21. Л. 27).
Приход церкви Михаила Архангела был одним из самых благополучных. Его население составляли мещане, купцы и чиновники. В 1895 г. в приходе проживало 659 чел. (302 м., 357 ж.). В 1904 г. в приходе родилось 132 младенца (69 мал., 63 дев.), умерло 107 чел. (49 м., 58 ж.), браков в течение года было 14. (ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 1. Оп. 1. Д. 999. Л. 11).
В августе 1894 г. прихожане церкви отмечали пятидесятилетний юбилей служения своего священника Евгения Рещикова: «26 числа текущего месяца — день пятидесятилетнего юбилея служения о. протоиерея Михайло-Архангельской церкви о. Евгения Рещикова. В сан священника о. протоирей был посвящен и назначен в Троицкую церковь села Новосельского Тобольского округа, 26 сентября 1844 г., в 1856 г. о. Евгений Рещиков был переведен в Тобольск, а в 1858 г. перемещен к градо-Тобольской Михайло-Архангельской церкви, где о. протоирея и застал день его пятидесятилетнего юбилея» (Сибирский листок. 1894. № 72. С. 2). В октябре 1894 г. протоирей о. Евгений Рещиков подал прошение об уходе со службы (Сибирский листок. 1894. № 83. С.3). Его сменил протоирей о. Михаил Доброхотов.
В мае 1896 г. совершена попытка ограбления церкви Михаила Архангела. По этому поводу газета «Сибирский листок» сообщала следующее: «В ночь с 21 на 22 мая неизвестными злоумышленниками сделано было покушение на кражу в Михайло-Архангельской церкви. Проникнув в ограду, воры сначала вынули чугунную плиту из-под дверей входных в крыльцо церкви, а затем по вынутии плиты, разобрали находившиеся под последней кирпичи; при входе в крыльцо злоумышленники вынули из-под следующих дверей входных на паперть пять небольших чугунных плит и, разобрав из-под последних кирпичи, проникли в паперть, в которую выходит дверь из церковной сторожки, где помещаются трапезники. По входе в паперть злоумышленники сняли с папертных дверей шведский висячий замок, а двери из сторожки в паперть заперли. Но дальнейшим действиям злоумышленников помешали проснувшиеся трапезники. Воры успели скрыться, прихватив с собой лишь висячий замок» (Сибирский листок. 1896. № 39. С.4).
В 1913 г. в приходе церкви находилось 154 двора, прихожан 660 чел. (312 м., 348 ж.). Штат церкви также составляли священник и псаломщик. В церкви служили протоиерей Михаил Дмитриевич Доброхотов (с 1894 г.) и псаломщик Алексей Васильевич Курдин (с 1910 г.).
После революции церковь была закрыта и в ней позднее расположился кинотеатр «Экран». В 1930-х гг. разобран восьмерик колокольни. В 1987 г. началась реставрация храма, которая была закончена в 1989 году. В результате этой реставрации храму был возвращён первоначальный облик. В 2012 г. правительство Тюменской области выделило 60 млн рублей на проведение второго этапа реставрационных работ.
Средняя школа № 1
(бывшая Мариинская женская гимназия)
УЛ. ЛЕНИНА

26
В 1852 г. при непосредственном участии декабристов Александра Михайловича Муравьева и Петра Сергеевича Свистунова было открыто девичье приходское училище, позже преобразованное в женскую гимназию. Училище находилось в приходе церкви Михаила Архангела. Изучали девочки церковно-славянский и русский язык, космографию и геометрию.
В 1854 г. школа была названа «Мариинской». До 1909 г. это было привилегированное женское учебное заведение. Затем стало всесословным и доступным.
В 1910 г. начались работы по строительству нового здания школы, которое было завершено накануне Первой мировой войны. Генеральным подрядчиком работ являлся П. И. Печокас.
1 сентября 1913 г. Мариинская женская школа была официально объявлена Мариинской женской 7-классной гимназией с подготовительным и дополнительным педагогическим 8 классом. Ученицы, окончившие 7 классов, получали общее образование. В 8 дополнительном классе они изучали специальные предметы: педагогику и дидактику, анатомию и физиологию в связи с гигиеной, русский язык с церковно-славянским, историю русской и всеобщей литературы, методику начального обучения русского языка. Окончание дополнительного класса давало выпускницам возможность педагогической деятельности.
1 сентября 1913 г. открылась Мариинская женская семилетняя гимназия. В тот дом в ней обучалось 297 учениц, из них детей чиновников — 154, купцов — 105, духовенства — 27, прочих — 11.
31 августа 1914 г. было освящено новое здание Мариинской женской гимназии на улице Большой Архангельской. Новое здание было электрифицировано, обогревалось печами и центральным отоплением. Кроме главного корпуса, в комплекс гимназии входили хозяйственные постройки: баня, прачечная, конюшня, жилые помещения для прислуги.
В 1913—1914 учебном году в гимназии обучалось 335 человек, в 1915—1916 — 350. В 1918—1919 учебном году количество учащихся выросло в 3 раза и составило около 1000 человек. Плата за обучение составляла 50 руб. в год.
Весной 1919 г. Мариинская женская гимназия сделала свой последний выпуск. В том же году она была преобразована в школу II ступени.
В 1920 г. художник Пантелеймон Петрович Чукомин открыл в этом здании художественную школу, а затем музей изящных искусств. С этой целью Чукомин ездил в Москву и там встречался с наркомом просвещения А. В. Луначарским и художником В. В. Кандинским. В Тобольск Пантелеймон Петрович вернулся с десятью ящиками ваз, гипсовыми слепками и тридцатью картинами, среди которых были произведения И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского и других художников.
В 1920−30-х гг. школа часто меняла свое название: базовая семилетка им. Сталина, фабрично-заводская школа, неполная средняя школа. В 1934 г. она стала средней школой № 1.
Среди выпускников школы известные ученые, учителя, врачи, инженеры. Например, доктор экономических наук П. В. Новицкий, Заслуженный учитель школы РСФСР, Почетный гражданин г. Тюмень В. Ф. Югринов, ученый-математик Б. Н. Кузнецов, ученый-химик В. А. Бешкильцева и другие.

Дом жилой / дом Абдуловых (утрачен)

УЛ. ЛЕНИНА

28
На улице Ленина находился дом, который тоболяки старшего поколения называли «театральным», потому как в нем проживали работники Тобольского драматического театра. По-другому дом именовали Домом Абдуловых. В этом доме до трех лет с родителями жил будущий известный актер театра и кино Александр Гавриилович Абдулов. В 1956 г. семья Абдуловых уехала в Фергану.
Дом, в котором жил маленький Саша Абдулов, сгорел вечером 26 февраля 2017 г. Сигнал о загорании нежилого здания по адресу ул. Ленина, 28 поступил в 20 часов 37 минут, огнеборцы прибыли на место через пять минут. К этому времени огнем была охвачена вся крыша. Потушить огонь удалось только в половину одиннадцатого.
Как рассказала жительница соседней улицы, дом Абдулова горел очень сильно, треск стоял на всю округу, а пожарные приехали, когда старое деревянное здание было охвачено огнем.
По словам очевидцев, после расселения здания, его начали разбирать местные жители и выносить оттуда доски и кирпичи. Памятная доска, установленная на здании, исчезла. Как выяснилось на месте, здание пострадало от огня очень сильно. Практически уничтожена крыша. Частично обрушены перекрытия. Сильно обгорела и обуглилась задняя стена.
Сейчас на месте дом пустырь.

Тобольский театр

(Народная аудитория)
УЛ. ЛЕНИНА

31
Театральные представления в Тобольске были показаны еще в начале XVIII века. Первый в Сибири театр основал митрополит Филофей (Лещинский). Актерами его были преподаватели и ученики духовной школы. Первое упоминание о тобольском театре относится к 8 мая 1705 года. Летописец писал, что «играние комедии»привело к тому, что Бог прогневался ‑ поднялась буря и сорвала кресты с Софийско-Успенского собора
Во времена Екатерины II было построено здание театра на улице Богоявленской. Будучи в Тобольске, его посещал ссыльный писатель Александр Николаевич Радищев. В театре играли пьесы «Две турецкие вдовы», «Мельник — колдун, обманщик, сват».
К началу XIX в. театральные традиции в Тобольске уже имели определенную историю. Труппа театра была невелика — 12 актеров. В 1800 г. было представлено 42 спектакля и 11 новых постановок. Однако, в начале XIX в. во всей театральной культуре России наметился кризис, связанный с увеличением военных расходов и сокращением расходов на культуру. Тобольские власти не нашли денег на ремонт театра. В 1811—1813 гг. здание находилось в запущенном состоянии, а в отчетах 1814−1815 гг. о нем уже не упоминается.
Зато в Тобольске существовал семинарский театр. Наряду с пьесами религиозного содержания семинаристы ставили и светские: «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Фомка», «Калиф на час».
При тобольской гимназии возник театральный кружок, организованный поэтом П. П. Ершовым. Он написал для гимназистского театра несколько пьес «Сельский праздник», оперу «Якутские божки» и др. Ставили гимназисты и пьесу Ершова «Суворов и станционный смотритель».
Театральные представления гимназистов устраивались во время Святок, Масленицы и Пасхи. На Масленицу 1838 г. представления посетили около 800 зрителей.
К ярмарочным дням были приурочены представления народного театра Петрушки. Народный театр появился в Сибири в середине XIX в. До начала ХХ в. популярность Петрушки была настолько высока, что он являлся, едва ли, не главным героем любой праздничной площади.
Во половине XIX века театр в сибирской столице пришел в упадок и лишь изредка пьесы ставили в помещении Общественного собрания. К примеру, 6 февраля 1886 г. труппой заезжих артистов Орлова была представлена драма «Ермак, или Волга и Сибирь» и водевиль «Чудо нашего столетия, или дело мастера боится». Обозреватели газеты «Тобольские губернские ведомости» отмечали низкое качество спектаклей. По этому поводу краевед Капитон Михайлович Голодников писал следующее: «Ермак в шестнадцатом веке не мог говорить голосом генерала Скобелева…» (Тобольские губернские ведомости. 1886. № 6. С.3).
В 1885 г. в Тобольске было создано драматическое общество, ставившее своей целью возрождение театрального дела центра губернии. 26 июля 1898 г. было заложено здание Народной аудитории. На закладке здания присутствовало более 400 чел., в том числе вице-губернатор Н. В. Протасьев, городской голова В. В. Жарников и инспектор мужской гимназии А. А. Смолев. В тот же день вечером в саду Ермака было устроено народное гулянье, на котором играли два оркестра — бальный и духовой.
В 1899 г. строительство было завершено. Открытие театра ознаменовалось пьесой А. И. Островского «Свои люди — сочтемся». В первый же сезон театр посетило более восьми тысяч жителей и гостей города.
22 июня 1900 г. управляющим Народной аудитории был назначен Алексей Степанович Суханов. Летом 1900 года он пригласил в Тобольск оперную труппу Н.А. Римского-Корсакова, которая поставила оперы «Русалка», «Демон», «Жизнь за царя», «Евгений Онегин», «Фауст», «Кармен» и «Пиковая дама».
В начале ХХ в. в Народной аудитории Тобольска ставили драмы «Василиса Мелентьева» Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, пьесы «Закат» Сумбатова и «Дядя Ваня» Чехова. На тобольской сцене блистали актеры Запольева, Радина, Петровская, Тальзатти, Лидин-Дубровский, Корсаков, Питаев-Пронский.
Всю публику тобольского театра тогда можно было поделить на три группы. К первой группе принадлежали приезжие интеллигенты, которые всё видели и всё слышали. Они посещали местный театр от скуки, чтобы поддержать провинциальных актеров. Ко второй группе можно было отнести средний городской класс, состоящий из лиц небольшого образования — торговцы, мещане, ремесленники. Третью группу составляла галерка, которая всегда выражала свое порицание или одобрение криком и свистом, в соответствии с производимым на них впечатлением.
В мае 1912 г. заезжими артистами были поставлены оперы «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Фауст». Опера для тобольской публики было зрелищем необычным, так как последняя премьера «оперы» состоялась лет 10−12 назад.
Опера «Евгений Онегин» шла в театре 8 мая. Публики было много. Татьяну пела г-жа Грановская, партию Ольги исполняла г-жа Адина, няню — г-жа Чайковская. Арию Ленского «куда, куда вы удалились» исполнил г-н Ларский. Что касается баритона г. Шумакова, артист был не в голосе.
На следующий день на «Борисе Годунове» зал был полупустой. «Пиковая дама» и «Фауст» прошли с большим успехом. Пробыв в Тобольске пять дней, артисты уехали в Тюмень.
В ноябре 1912 г. публику привлекла в театр злободневная пьеса о розни родителей и детей «Распродажа жизни». С большим успехом прошли народные спектакли «Непогребенные» и «В старые годы». 16 ноября шла пьеса Андреева «Гаудеамус» из студенческой жизни. Роль Тенора исполнял г. Колпашников, Дину — г-жа Нагорная. «Вечного студента» Онуфрия играл г. Шумский, «старого студента» ‑ г. Полянский.
В октябре 1913 г. в Народной аудитории ставили «Обрыв» Гончарова, «Потонувший колокол» Гауптмана, пьесы «Старческая любовь» Мясницкого и «Без вины виноватые» Островского. Цена билета от 5 до 75 копеек.
Первоначально у здания Народной аудитории не было башенок. Одни были построены позже: одна — в 1907 г., другая — в 1955 г.
После революции 1917 г. вместо «Народной аудитории» театру вернули название, данное декабристами в 1840 г. — «Народный дом».
С 1 января 1934 г. был организован театр рабочей молодежи (ТРАМ). В этот период идут спектакли: «Горе от ума» Грибоедова, «Мещане» Горького. Завоевал симпатии зрителей спектакль «Женитьба Белугина» А. Островского в постановке режиссёра И. П. Милославского.
В первые дни войны из Тобольского театра ушли на фронт 38 человек во главе с директором и художественным руководителем. 5 ноября 1941 г. в Тобольск прибыл в полном составе государственный украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой под руководством народного артиста Украинской ССР Бориса Романицкого.
Тобольский драматический театр был самым любимым местом посещения горожан — в нем проходили пьесы, спектакли и утренники для детей.
В мае 1988 г. театральный коллектив переехал на гору, в ДК «Комсомолец». Старое здание осталось ждать обещанной реставрации. Однако в ночь с 17 на 18 ноября 1990 г. здание погибло в пожаре.
Дом декабриста Свистунова
УЛ. ЛЕНИНА

38
На пересечении улиц Ленина и Декабристов (Большой Архангельской и Абрамовской) (современный адрес ул. Ленина 38) находился большой деревянный одноэтажный дом. В середине XIX века он был одним из лучших домов в Тобольске. С 1841 по 1856 годы в нем жила семья декабриста Петра Николаевича Свистунова.
За участие в восстании на Сенатской площади П. Н. Свистунов был приговорен к 20 годам каторги. Срок был сокращен сначала до 15, затем до 10 лет. Отбывал наказание в Читинском остроге и Петровском заводе. В 1835 г. декабрист Свистунов вышел на поселение сначала в Иркутской губернии, затем в г. Кургане Тобольской губернии.
В 1841 г. он переехал в Тобольск. В 1844 г. Петр Николаевич начал службу в Тобольском губернском правлении.
Дом П. Н. Свистунова стал центром культурной жизни Тобольска, где проводились музыкальные вечера. Маленькую комнату в доме занимал декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин.
После амнистии 1856 года П. Н. Свистунов с женой и двумя детьми уехал из Тобольска. В годы советской власти в доме Свистунова размещались детские ясли-сад. В 1999 г. здание освобождено, а затем разобрано.

Тобольское культпросветучилище

(Ольгинский приют трудолюбия)

УЛ. ЛЕНИНА

87
Ольгинский приют трудолюбия

С 1898 г. в Тобольске существовал Благотворительный комитет по оказанию помощи переселенцам, созданный, согласно Высочайше утвержденному 18 мая 1889 г. Положению комитета Сибирской железной дороги. На заседании 18 сентября 1901 г. Благотворительный комитет по оказанию помощи переселенцам решил открыть в г. Тобольске приют-мастерскую для детей переселенцев с целью обучения их ковровому и кружевному ремеслу, то есть создать учреждение, последующее две цели: благотворительную и промышленную.
Открытие этого приюта состоялось 12 января 1902 года. Чтобы сделать существование приюта более прочным, 5 октября 1903 г. при приюте образовано было Попечительское Общество, и приют был переименован в мастерскую женских рукоделий. Устав мастерской женских рукоделий был утвержден Комитетом Попечительства о домах трудолюбия 18 декабря 1903 года.
С открытием действий Попечительного Общества Благотворительный комитет перестал принимать участие в деятельности мастерской, и вся забота о ней перешла в Правление Общества.
28 августа 1908 г. мастерская была преобразована в Ольгинский приют трудолюбия для детей-сирот переселенцев в г. Тобольске. В тот же день был утвержден устав приюта.
Собственное здание Ольгинского приюта трудолюбия появилось только в 1910 году. К 15 мая 1911 г. в приюте воспитывалось 29 переселенческих детей (9 мал., 20 дев.), из них круглые сироты — 10, имели отца — 11, имели мать — 8. Возраст воспитанников колебался от 2 до 16 лет.
Попечительницей приюта являлась супруга Тобольского губернатора Ольга Николаевна фон-Гагман. Секретарь приюта Гавриил Маркович Делинин. Священник Василий Николаевич Скосырев. Надзирательница Феликитата Александровна Щербакова. Крупные пожертвования в пользу приюта были сделаны курганским купцом П. Д. Смолевым, тюменским купцом А.И. Текутьевым[1].


[1] Благотворительные учреждения России. СПб., 1912. С. 301.

Тобольское культпросветучилище

История Тобольского колледжа искусств и культуры имени А. А. Алябьева начинается с 1941 года, когда в Тобольск был переведен Омский библиотечный техникум. Он располагался в русском педагогическом училище и был самостоятельным учебным заведением. Первый выпуск библиотекарей состоялся в 1944 году.
После войны потребность в работниках культурного фронта значительно возрастает, и в 1947 году в Тобольске был открыт библиотечный техникум, как самостоятельное учебное заведение. Сначала он находился по адресу ул. Розы Люксембург, д. 11, а в1949 году переехал в деревянное двухэтажное здание — бывший Ольгинский приют на ул. Ленина 87. При учебном корпусе было небольшое общежитие. Первый выпуск техникума был всего 11 работников массовых библиотек 3-й категории. Но 1 сентября 1948 г. на первый курс был зачислен уже 51 человек.
Первыми директорами училища были: Александр Германович Киселев (1947−1951), Елена Феоктистовна Дубровина (1951−1953). С 1953 по 1971 годы учреждение возглавлял Зиновий Григорьевич Сухер. В 1950 году открыто общеклубное отделение, выпускникам которого присваивалась квалификация «методист, организатор клубной работы». На отделении, кроме дисциплин общеобразовательного цикла изучались: клубоведение, хороведение, агитбригада, изобразительное искусство, бальные танцы, массовые игры, технические средства, велось обучение на музыкальных инструментах.
В 1956 г. началось строительство пристроя к старому корпусу, что дало возможность увеличить количество учебных аудиторий, площадь актового зала, библиотеки, репетиционных классов. Открывается заочное отделение, организатором и первым заведующим был Виктор Федорович Клеймёнов. В 1957 г. был построен жилой дом для преподавателей, позднее два общежития для студентов.
Постепенно число учащихся на клубном отделении превысило количество будущих библиотекарей и в 1958 г. библиотечный техникум переименовывается в Тюменскую областную культурно-просветительскую школу, позднее в 1959 г. в областное культурно-просветительное училище.
В 1959 году в КПУ открылось оркестровое отделение. Спустя год началась творческая биография оркестра русских народных инструментов. Создание этого творческого коллектива связано с Александром Максимовичем Пачежерцевым. Основу оркестра составили преподаватели и учащиеся училища, где они и оттачивали свое музыкальное и педагогическое мастерство.
Хоровое отделение культурно-просветительного училища было открыто в 1959 году. У истоков стоял Николай Павлович Заплатынский. В 60−70-е годы на отделении обучалось от 20 до 30 человек. Сводный хор насчитывал до 80 человек.
История хореографического отделения началась в 1959 г. В Тюменском областном культурно-просветительном училище было открыто клубно-танцевальное отделение, организатором которого была Лидия Васильевна Гилевич. Рядом с ней работала Ксения Александровна Заплатынская преподавателем бального танца и предмета «Композиция и постановка танца».
В 1968 г. в культурно-просветительном училище была открыта специальность «Методисты технических средств культпросветработы». Работу на отделении начинали Юрий Геннадьевич Пачежерцев, Федор Петрович Сумкин, Анатолий Семенович Головков, Иуния Васильевна Головкова. Сегодня специальность называется «Фото- и видеотворчество».
У истоков создания отделения театральных дисциплин стояли преподаватели и актеры драматического театра: Алексей Иванович Зайков, Иван Степанович Котельников, Валентина Михайловна Кириллова. Обучение велось по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» специализации «Любительское театральное творчество». Учащиеся отделения занимались большой концертной деятельностью, участвовали в мероприятиях и праздниках города.
В 1969 году в училище открывается музыкальное отделение, которое через два года выделилось в самостоятельное учебное заведение — Тобольское музыкальное училище, разместившееся в комплексе Тобольского кремля. В 1971 г. директором КПУ стал Иван Сидорович Кошкин.
В январе 1987 г. на улице Знаменского завершилось строительство нового учебного корпуса, куда переехали КПУ и музыкальное училище
Кинотеатр «Художественный» (бывший «Модерн»)
УЛ. ЛЕНИНА
В 1911 г. в Тобольске был открыт электротеатр «Модерн» по Большой Архангельской улице. Здание «электротеатра», получившего такое название по случаю применения новинки тех лет — электричества и электродуговой лампы для проектора, построили из дерева в характерном для Тобольска стиле. В архитектурном отношении оно соперничало со стоявшим неподалеку деревянным с башенками драматическим театром-теремом или, как его называли тогда, Народной аудиторией. Впрочем, главным поводом к соперничеству были не столько особенности внешнего вида, сколько борьба за зрителя. Неслучайно же, что острая конкуренция почти одновременно заставила приспособить для показа кино удобный зал Народной аудитории. В советские годы «Модерн» переименовали в «Художественный». Он сгорел в 1980-х гг.

Тематический парк «Тобол». Посад сибирских старожилов

УЛ. ЛЕНИНА

175
Именно здесь проходила большая часть съемок кинокартины «Тобол» по одноименному историческому роману Алексея Иванова.
Подготовка к съемкам и кинопроцесс длились почти два года. Были возведены масштабные декорации: подворье ученого Ремезова, дворец губернатора Гагарина, типичные постройки сибирского поселения.
Сооружения воссозданы по рисункам самого Ремезова и археологическим источникам.
Для создания реквизита привлечено несколько десятков местных организаций, а в киносъемках приняли участие не только именитые актеры, но и тысячи местных жителей.
В парке проходят тематические групповые экскурсии с перевоплощением в героев фильма. Регулярно проходят различные интерактивы и культурные мероприятия.

Тобольская синагога

УЛ. ЛЕНИНА
В Тобольске было две еврейских синагоги. Их называли еврейская молитвенная школа, позже еврейская молельня.
Первая еврейская молитвенная школа была открыта в 1818 г. в доме, купленном тобольскими евреями у отставного капитана Ивана Тихонова Куткина. В середине XIX в. еврейский молельный дом находился на берегу речки Курдюмки, недалеко от места впадения в нее Архангельской речки.
Вторая Тобольская еврейская молитвенная школа была открыта в 1876 г. на улице Рождественской (Христорождественской). В 1875 г. мещанин Исай Яковлев Рахлин приобрел дом на Рождественской улице, которым раньше владел чиновник Иван Зотов. В следующем году Рахлин продал дом с погребом, завозней и землей еврейской синагоге под молитвенную школу.
В 1884 г. прихожане подали прошение о постройке нового здания на улице Большой Болотной. Был составлен проект, выбрано место для постройки и куплен материал, но новое здание так и не построили. По распоряжению губернатора, исходя из численности населения, в июне 1887 г. вторую молитвенную школу закрыли, имущество школы описали и передали в первую еврейскую школу, переименовав её в еврейскую молельню.
В июле 1907 г. была ограблена синагога, убиты два старика-еврея, бывшие в ней за сторожей (Сибирский листок. 1907. № 53. С. 2). Убийство евреев и полицейского в Тобольске совершила шайка Иконникова из Тюмени (4 человека). Они были задержаны тюменскими полицейскими, когда возвращались из Тобольска в Тюмень, в деревне Байкаловой, и отправлены в Тобольск (Сибирский листок. 1907. № 54. С. 3).
26 июня 1911 г. был заложен новый еврейский молитвенный дом (Сибирский листок. 1911. № 78. С. 2−3).

Прямской взвоз

ПЕРЕД УЛ. ЛЕНИНА
Прямской взвоз расположен между двумя частями Троицкого мыса. С момента основания Тобольска естественный сухой лог служил для подъема на гору. «Что касается Прямского взвоза, ‑ писала газета „Тобольские губернские ведомости“, ‑ то он значительно сокращает путь для подгорных жителей к собору и присутственным местам, а для нагорных — к рынку» (Тобольские губернские ведомости. 1857. № 23. С. 21).
Долгое время взвоз не имел никакого покрытия, поэтому подниматься вверх было очень сложно, особенно в дождливую погоду. В 1670-х была устроена деревянная лестница.
В 1713 г. над лестницей было возведено каменное здание рентереи — хранилища государственной казны.
В 1751 г. прапорщиком драгунского полка, талантливым инженером Яковом Укусниковым был разработан проект взвоза длиной около 200 сажен. Взвоз строили несколько лет. Во время строительства были проведены земляные работы, лог и овраг, следующий за ним, были углублены.
В 1780-х гг. было принято решение о строительстве подпорных стен для Прямского взвоза. К строительству привлекали различных мастеров, среди них были архитектор Александр Гучев, землемер Василий Пономарев, тобольские мещане Савин и Пахомов. В 1790-х были устроены подпорные стены взвоза высотой в самой высокой части 6,5 сажен, а в низкой — 2 аршина. Длина подпорных стен составила 51 сажень. С легкой руки одного из тобольских губернаторов подворные стены стали именоваться «шведскими», хотя шведы их не строили.
В середине XIX в. было принято решение о ремонте Прямского взвоза, которого не было с петровского времени. 26 августа 1855 г. начался ремонт Прямского взвоза, который продолжался более двух месяцев. Сначала была завалена рытвина длиной 116 сажен, шириной от 1 до 4 сажен и глубиной от 1 до 7 ½ аршин, образовавшаяся от проливных дождей и весенней воды. Затем был устроен ряж на 24 сажени, сделана канава шириной 30 сажен, глубиной от 1 до 2 ½ аршин. На ремонт было потрачено 166 четырехаршинных бревен, 10 ломовых плах, 70 досок девятиаршинных, 200 возов фашиннику, 132 воза мусора и 200 больших гвоздей. Всего на ремонт было потрачено 154 руб. 94 копейки.
В 1903 г. встал вопрос о ремонте подпорных стен Прямского взвоза. По подсчетам на это нужно было 50 тыс. кирпичей. Что же касается ступеней и перил на Прямском взводе, то их ремонтировали раз в несколько лет. В зимнее время ступени чистили от снега, но пешеходы постоянно падали на взвозе, получали травмы.
20 апреля 1908 г. на соборной площади административно-ссыльный Николай Шишмарев убил выстрелом из револьвера смотрителя Тобольской каторжной тюрьмы № 1 Ивана Семеновича Могилева. Во время преследования убийца ранил городового и женщину-еврейку. Кроме того, Шишмаревым были произведены выстрелы во встречных жандарма и полицмейстера, но безрезультатно. Затем сам Шишмарев был ранен полицмейстером Ларченко шашкой на Прямском взвозе и задержан. Убийцу судили и приговорили к повешенью, но он успел принять яд, которым запасся заблаговременно и умер до казни.
На протяжении всего XX века Прямской взвоз являлся главной дорогой в нагорную часть города.
В 2005 г. был произведен капитальный ремонт Прямского взвоза. Ступеньки оставили деревянными. Количество их стало 203.
Уже в наше время эта уникальная деревянная лестница обросла поверьями, одно из которых гласит, что если человек поднимется по лестнице, считая каждую ступень, не сбиваясь и думая при этом о своем желании, то желание непременно сбудется. Если во время подъема путник сбился со счета, то ему следует спуститься вниз и начать отсчет заново.
Made on
Tilda