Улица Строителей

6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника Дня строителя». Праздник обязан своим появлением Первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву, который был восхищён строительством Жигулёвской ГЭС, что в итоге и привело к Указу Президиума Верховного Совета СССР.

12 августа 1956 г. работники строительной отрасли Советского Союза впервые отметили свой профессиональный праздник.

Во всех городах Советского Союза находилась улица Строителей.

После распада СССР профессиональный праздник «День строителя» по-прежнему ежегодно отмечается во второе воскресенье августа в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстане. С 2011 г. решением Министерства регионального развития Российской Федерации День строителя в России объявлен федеральным праздником.

13 августа 2023 г. Максим Викторович Афанасьев, глава города Тобольска, поздравил работников отрасли с праздничной датой.

В поздравлении говорится:
«Уважаемые ветераны и работники строительной отрасли! Примите мои самые искренние поздравления с вашим профессиональным праздником!
Строительство — это благородная созидающая отрасль, интенсивность развития которой говорит о стабильности, благополучии и достатке. Чем больше мы строим жилья и социальных объектов, тем заметнее укрепление экономики, выше качество жизни тоболяков. Город живет пока прирастает новыми жилищными комплексами, современными объектами инфраструктуры, новыми парками и скверами.
Строительные компании нашего города, трудовые династии, специалисты отрасли вносят неоценимый клад в социально-экономическое развитие Тобольска. Благодаря высококвалифицированному и слаженному труду организаций строительной отрасли были созданы все условия для успешного досрочного выполнения первого этапа программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Полностью реализована совместная программа с правительством Тюменской области и компании СИБУР «Тобольск 2020» и дан интенсивный старт программе «Тобольск настоящий».

Отдельные слова благодарности хочу сказать ветеранам отрасли, тем, кто заложил славные традиции, стоял у истоков строительства современных районов нашего города, кто вбивал первые сваи в эпоху стройки «Гиганта на Иртыше».
Желаю всем крепкого сибирского здоровья, долголетия, счастья, благополучия и новых целей! В добрый путь!»


Автодорожный мост
УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ
30 сентября 2021 г. исполнилось двадцать лет со дня открытия автодорожного моста через реку Иртыш в Тобольске. С высокого берега взирали горожане на развернувшуюся внизу панораму строительства 650-метрового моста и много лет затем с нетерпением ждали открытия одного из самых значимых объектов ТФ «Мостоотряд-87». В то время предприятие возглавлял И. П. Нечта, именно под его руководством воздвигалось уникальное сооружение.
Строительство началось в 1983 г., однако, из-за последствий Чернобыльской аварии был перерыв длинною в два года. Случались разные нештатные ситуации во время работы — и перебои с оборудованием, и затопление котлована. Однако к третьему году строительства отряд насчитывал уже 480 человек, был оснащен хорошей техникой и оборудованием, восемь авто- и гусеничных кранов, к тому же, только что получены новые самосвальные КамАЗы. На мосту закончили первую и вторую опоры. На 40-метровую глубину была погружена сваеоболочка диаметром 1,6 метра, позже вошли в работу еще две опоры. Работа шла полным ходом и завершилась 30 сентября 1991 года в стадии добротного и надежного сооружения.
Железнодорожный вокзал
УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ
Строительство магистрали Тюмень — Тобольск — Сургут началось в 1966 г., в октябре 1967-го участок от Тюмени до левого берега Иртыша был завершен и туда прибыл первый рабочий поезд. В 1969 г. было закончено строительство моста через Иртыш.

Первый пассажирский состав тоболяки радостно встретили у Сузгунского путепровода 29 марта того же года. 1 апреля 1973 года станция Тобольск была передана из отделения временной эксплуатации в Министерство путей сообщения СССР как грузовая станция первого класса. Этот день считается днем ее рождения.

В 1970—1974 годах рядом со служебными сооружениями станции, недалеко от поселка железнодорожников Менделеево, был возведен пассажирский вокзал в сдержанном модернизме.

23 августа 1973 года Тобольский горком КПСС и горисполком постановил установить на будущем здании железнодорожного вокзала мемориальную доску с именами участников строительства и создателей проекта.
Открытие железнодорожного вокзала состоялось 26 сентября 1974 года.

Построенный из монолитного бетона вокзал представляет собой вытянутый вдоль высокой платформы двухуровневый объем пассажирского терминала с врезанным в него шестиэтажным блоком служебных и гостиничных помещений. Декоративные панно оформлены Германом Черемушкиным. Отделка зданий и помещений выполнена бригадой тобольских рабочих объединения «Тюменьстройпуть», которую возглавлял Герой Социалистического Труда Иван Семенович Мариненков.

В 2018 г. вокзал был реконструирован и модернизирован. Изменена внешняя отделка, обновлена система навигации, удлинен перрон, построена вторая высокая платформа, на втором этаже организованы комнаты отдыха. Есть парковка и автобусная остановка.
Тобольский речной порт
УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ
Первая пристань в Тобольске появилась в далеком 1734 г. Город стал настоящим центром водных путей, простиравшихся от Урала до берегов Тихого океана, и служил торговым пунктом, объединившим Европу и Азию.

Строительство нового речного порта началось в 1969 г. «Дорога жизни» образовалась путем строительства ж/д ветки и речного порта и их слияния. Он стал сердцем «великого водного пути», связав оторванный от жизни Север и богатый Урал. Тобольский речной порт служил основной базой по доставке грузов на многочисленные крупномасштабные стройки тюменского края. Каждая третья тонна груза, завезенная на Север, прошла через «речные ворота» Тобольска.

В конце 1970-х гг. Иртыш и Обь стали транспортными артериями, по которым в новые северные города потекли строительные материалы, техника и механизмы, продукты питания и товары первой необходимости.
Являясь важнейшим транспортным узлом в Обь-Иртышском бассейне, Тобольский речной порт способен принимать и перерабатывать практически любые грузы. В инфраструктуру парта входят 8 механизированных причалов протяженностью 800 метров, оборудованные портальными кранами, подъездные железнодорожные пути, автодороги, открытые и крытые склады, материально-техническая и ремонтная базы, флот и плавучие краны.

За 1985 год было принято 7.503 вагона и выгружено 462,2 тонны груза, а за 2017 года — 24.611 вагонов и 1.656.000 тонны груза. Самые большие объемы пришлись на 2005−2008 годы в период реализации программы «Сотрудничество» между ХМАО, ЯНАО и Тюменской областью.

В настоящее время ОАО «Тобольский речной порт» перевозит грузы в районы Среднего Приобья и обеспечивает минерально-строительными материалами «ЗапСиб-2» и другие строящиеся объекты г. Тобольска.
Тобольский речной порт
УЛ. СТРОИТЕЛЕЙ
Строительство «нового» города началось после 1974 г., когда в Тобольске приступили к возведению «гиганта на Иртыше» — Тобольского нефтехимического комплекса. По генеральному плану нагорная часть Тобольска застраивалась по принципу микрорайонов, как в северных городах, при этом улицы (Юбилейная, Знаменского, Мельникова и другие) стали их границами. Главной улицей Тобольска стал Комсомольский проспект. С 1970 по 1985 гг. население Тобольска увеличилось с 56,3 до 96,3 тыс. человек. В 1995 г. Тобольск наряду с Москвой и Санкт-Петербургом был признан третьей культурной столицей России. По данным статистики на 4 августа 2011 г. население города составляло 103 486 человек. В Тобольске 3 вуза, 22 школы, 7 специальных учебных заведений. В настоящее время город строится в северном и северо-восточном направлениях.